Начало здесь.
Спросите молодых родителей: «Помните ли вы себя в детстве?». Есть те, кто о себе в детстве мало что помнит. Почему? Сложно сказать однозначно. Может быть, не было тесной эмоциональной связи с родителями, которые хотели, чтобы ребенок побыстрее вырос, может быть, были детские психотравмы, о которых наш мозг забывает, не желая вспоминать, или детство ребенка было неинтересным…
Мне кажется, каждый такой случай очень индивидуален. Таким родителям как раз и нужна игротерапия. Возможно, если они вспомнят о себе в детстве, то многие проблемы с собственными детьми уйдут.
Важно вспомнить не то, что ты делал и как играл, а те переживания и эмоции, которые ты, будучи ребенком, испытывал в похожей ситуации. И тогда папе станет понятно, почему сын прыгает до потолка, когда не надо шуметь. Понимание на уровне чувств очень важно. Это важнее, чем действия. Игровая терапия для этого и предназначена.
О «вечных» игрушках. Почему девочке нужна кукла?
Ранее я уже говорил о стремлении к самореализации. Человек должен самореализоваться. В нашей культуре принято играть куклами. Смею взять на себя смелость,- кукла — проводник в самореализации ребенка.
Пупсик или Барби?
И пупсик, и Барби! Хорошо, если у ребенка есть несколько кукол, чтобы играть в кукольную семью, в которой есть мама, папа, бабушка, дедушка, дети… Куклы могут быть и с непрорисованными лицами, чтобы ребенок мог сам нарисовать лицо, менять его выражение в зависимости от настроения.
Они дают больше места для полета фантазии и почвы для размышления. Очень хороши куклы тряпичные _ они мягкие, теплые, их можно обнять, помять. Полезны ростовые куклы — ребенок себя с куклой олицетворяет, и если она в полный рост, то и олицетворение полнее.
Очень полезен кукольный театр. И не только городской. Я считаю, он должен быть в каждой семье, через него дети многому учатся, ведь кукла на руке оживает: зайчик здесь живой, он рядом, а волк — «страшная» игрушка, некоторые дети даже боятся взять ее в руки.
Ведь для ребенка игрушка живая. Чем младше ребенок, тем более правдоподобно он воспринимает ситуацию в игре. Он по-настоящему боится Карабаса Барабаса, Бабу Ягу, волка.
В игре сразу видно, есть ли у него страхи. Кукольный театр дома позволяет проигрывать самые разные ситуации, а в них — свою силу и трусость, доброту и агрессивность, снисходительность и превосходство.
Часто можно услышать: игрушек воз, а ребенок не играет…
Загвоздка в том, что дети не научены играть. Откуда может узнать полуторагодовалый ребенок, как укладывать куклу спать, как кормить? Родителям надо научить и самим поиграть, порадоваться этой игрушке, вселить в нее эмоции.
Задача родителей — научить ребенка играть. Роджерс говорил: чтобы вырасти здоровым, маленькому ребенку не нужно уметь читать, ему нужно уметь играть. А через игру придет все остальное. Хотелось бы, чтобы родители об этом всегда помнили.
Другая причина: когда слишком много игрушек, игрушка теряет ценность. Исчезает ее уникальность. Кукол должно быть несколько, но не так много, потому что каждая кукла должна быть уникальна и любима ребенком. Лучше родителям убирать часть игрушек на время: чем младше ребенок, тем он забывчивее. Потом достаешь — кукла как новая. И средства экономятся!
Какие игрушки обязательно должны быть у малыша?
Я с большим большим уважением отношусь к нашим традиционным развивающим игрушкам. Это, прежде всего, наша кукла-матрешка.
С ее помощью мы развиваем познавательные процессы: собрать-разобрать, подумав, что за чем. Еще одна — пирамидка. Почему-то, когда ребенку исполняется год-два, родители стараются от нее избавиться, считая ненужной, а она формирует у ребенка представление о размере, цвете, количестве.
Нужно просто увеличивать количество колечек. Конечно, кубики, мозаика. Из современных игрушек: конструктор «Пего», для детей постарше — пазлы. Это универсальная игра — она объединяет семью.
Попробуй-ка в одиночку собрать картину из тысячи пазлов! Нужны помощники.
Есть ли минусы у современных игрушек?
Возвращаясь к кукле Барби, это комплекты одежды, которые регулярно покупают родители. Сшейте сами, научите шить девочку! Через шитье для кукол девочка прекрасно может научиться шить сама.
Не беда, если чего-то в домике куклы нет: посуды, мебели. У ребенка и не должно быть много всего, что-то он может смастерить своими руками, сфантазировать из кубика, полешка — иначе не будет почвы для воображения. Избыток в данном случае препятствует развитию.
Игротерапия — это искусство отношений между специалистом и тем, кто нуждается в помощи. Родители могут быть включены в игротерапию. О техниках, приемах можно узнать, но главное — понять, как выстраивать отношения с ребенком в игре.
И тогда в семье сразу что-то сдвигается с места, лед плавится, родители получают удовольствие от общения. Почему? Я повторюсь, игра — естественная среда для ребенка. Нотации читать бесполезно, особенно малышам.
Нужно воспитывать делами и отношением к ребенку через игру. Тогда дети быстрее развиваются, преодолевают барьеры. Приведу пример: не может ваш малыш достать игрушку со стеллажа. Почему мы всегда торопимся и бежим на помощь? Подождите чуть-чуть!
Послезавтра он подрастет на два миллиметра и достанет ее сам, зато радость у него будет огромнейшая, потому что он сам смог это сделать. Игра-это хорошая развивающая среда, и нужно создавать ребенку трудности, чтобы он их преодолевал, потому что в игре не так обидно, если случится неудача.
Зато всегда есть радость успеха. Мне нравится концепция Карла Роджерса, в которой он говорит, что все необходимое уже заложено в ребенке от природы; нам нужно только создать условия для развития того, что заложено.