Главная > Здоровье > Игротерапия /ч.2/

Игротерапия /ч.2/

Начало здесь.

Спросите мо­лодых родителей: «Помните ли вы себя в детстве?». Есть те, кто о себе в детстве мало что пом­нит. Почему? Сложно сказать однозначно. Может быть, не было тесной эмоциональной связи с родителями, которые хотели, чтобы ребенок по­быстрее вырос, может быть, были детские психотравмы, о которых наш мозг забывает, не желая вспоминать, или детство ребенка было неинте­ресным…

Мне кажется, каждый такой случай очень индивидуален. Таким родителям как раз и нужна игротерапия. Возможно, если они вспомнят о себе в детстве, то многие проблемы с собственными детьми уйдут.

Важно вспомнить не то, что ты делал и как играл, а те переживания и эмоции, ко­торые ты, будучи ребенком, испыты­вал в похожей ситуации. И тогда папе станет понятно, почему сын прыгает до потолка, когда не надо шуметь.  Понимание на уровне чувств очень важно. Это важнее, чем действия. Игровая терапия для этого и предна­значена.

О «вечных» игрушках. Почему девочке нужна кукла?

Ранее я уже говорил о стремлении к самореализации. Человек должен са­мореализоваться. В нашей культуре принято играть куклами. Смею взять на себя смелость,- кукла – проводник в самореализации ребенка.

Пупсик или Барби?

И пупсик, и Барби! Хорошо, если у ребенка есть несколько кукол, чтобы играть в кукольную семью, в которой есть мама, папа, бабушка, дедушка, дети… Куклы могут быть и с непрорисованными лицами, чтобы ребенок мог сам нарисовать лицо, менять его выражение в зависимости от настрое­ния.

Они дают больше места для полета фантазии и почвы для размышления. Очень хороши кук­лы тряпичные _ они мягкие, теплые, их можно обнять, помять. Полезны ростовые куклы – ребенок себя с кук­лой олицетворяет, и если она в пол­ный рост, то и олицетворение полнее.

Очень полезен кукольный театр. И не только городской. Я счи­таю, он должен быть в каждой семье, через него дети многому учатся, ведь кукла на руке оживает: зайчик здесь живой, он рядом, а волк – «страшная» игрушка, некоторые дети даже боятся взять ее в руки.

 Ведь для ребенка игрушка живая. Чем младше ребенок, тем более правдо­подобно он воспринимает ситуацию в игре. Он по-настоящему боится Карабаса Барабаса, Бабу Ягу, волка.

В игре сразу видно, есть ли у него страхи. Кукольный театр дома позволяет про­игрывать самые разные ситуации, а в них – свою силу и трусость, доброту и агрессивность, снисходительность и превосходство.

Часто можно услышать: игрушек воз, а ребенок не игра­ет…

Загвоздка в том, что дети не научены играть. Откуда может узнать полуторагодо­валый ребенок, как укладывать куклу спать, как кормить? Родителям надо научить и самим поиграть, порадо­ваться этой игрушке, вселить в нее эмоции.

Задача родителей – научить ребенка играть. Роджерс говорил: чтобы вырасти здоровым, малень­кому ребенку не нужно уметь читать, ему нужно уметь играть. А через игру придет все остальное. Хотелось бы, чтобы родители об этом всегда пом­нили.

Другая причина: когда слишком много игрушек, игрушка теряет цен­ность. Исчезает ее уникальность. Ку­кол должно быть несколько, но не так много, потому что каждая кукла должна быть уникальна и любима ребенком. Лучше родителям убирать часть игрушек на время: чем младше ребенок, тем он забывчивее. Потом достаешь – кукла как новая. И средства экономятся!

Какие игрушки обязательно должны быть у малыша?

DSCN7796

Я с большим  большим уважением отношусь к нашим традиционным развиваю­щим игрушкам. Это, прежде всего, наша кукла-матрешка.

С ее помощью мы развиваем познавательные про­цессы: собрать-разобрать, подумав, что за чем. Еще одна – пирамидка. Почему-то, когда ребенку исполняет­ся год-два, родители стараются от нее избавиться, считая ненужной, а она формирует у ребенка представление о размере, цвете, количестве.

Нужно просто увеличивать количество ко­лечек. Конечно, кубики, мозаика. Из современных игрушек: конструктор «Пего», для детей постарше – пазлы. Это универсаль­ная игра - она объединяет семью.

Попробуй-ка в одиночку собрать кар­тину из тысячи пазлов! Нужны помощ­ники.

Есть ли минусы у современных игрушек?

Возвращаясь к кукле Барби, это комплекты одежды, которые регуляр­но покупают родители. Сшейте сами, научите шить девочку! Через шитье для кукол девочка прекрасно может научиться шить сама.

Не беда, если чего-то в домике куклы нет: посуды, мебели. У ребенка и не должно быть много всего, что-то он может смасте­рить своими руками, сфантазировать из кубика, полешка – иначе не будет почвы для воображения. Избыток в данном случае препятствует разви­тию.

Игротерапия – это искусство от­ношений между специалистом и тем, кто нуждается в помощи. Родители могут быть включены в игротерапию. О техниках, приемах можно узнать, но главное – понять, как выстраивать отношения с ребенком в игре.

И тогда в семье сразу что-то сдвигается с мес­та, лед плавится, родители получают удовольствие от общения. Почему? Я повторюсь, игра – естественная сре­да для ребенка. Нотации читать бес­полезно, особенно малышам.

Нужно воспитывать делами и отношением к ребенку через игру. Тогда дети быст­рее развиваются, преодолевают ба­рьеры. Приведу пример: не может ваш малыш достать игрушку со стеллажа. Почему мы всегда торопимся и бежим на помощь? Подождите чуть-чуть!

По­слезавтра он подрастет на два милли­метра и достанет ее сам, зато радость у него будет огромнейшая, потому что он сам смог это сделать. Игра-это хо­рошая развивающая среда, и нужно создавать ребенку трудности, чтобы он их преодолевал, потому что в игре не так обидно, если случится неудача.

Зато всегда есть радость успеха. Мне нравится концепция Карла Роджерса, в которой он говорит, что все необ­ходимое уже заложено в ребенке от природы; нам нужно только создать условия для развития того, что зало­жено.



Комментирование отключено.